AA

ВЫСШЕЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ (ИНСТИТУТ)
имени М.С.Щепкина
при Государственном академическом Малом театре России

Главная / Новости / РЕЦЕНЗИЯ НА ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ «КАВКАЗСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ»

РЕЦЕНЗИЯ НА ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ «КАВКАЗСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ»

  Дипломные спектакли в ГИТИСе и Щепкинском училище подняли злободневые темы. Материал Елизаветы Авдошиной в «Независимой газете» – в том числе о дипломном спектакле Мастерской В.С. Сулимова «Кавказский меловой круг».

  Каждый год студенты выпускных курсов театральных вузов работают свой личный сезон (играют часто и весь июнь). Полноценный репертуар, который появляется на последнем курсе, готовит будущих актеров к «взрослой жизни». И хотя немногие выпускные спектакли, к сожалению, сохраняются, так как курс после выпуска разлетается, но история хранит и случаи рождения театров из учебной мастерской, и продолжение судьбы спектаклей благодаря переходу в афиши профессиональных театров.

  Вновь вернули в фокус театра «Кавказский меловой круг» Брехта в этом сезоне студенты Мастерской имени Виктора Коршунова (курс Владимира Сулимова) Щепкинского театрального училища. В русском театре пьеса имеет особую постановочную историю (легендарный спектакль Роберта Стуруа в Тбилисском театре 70-х годов задал планку на долгие годы вперед), да и писал ее Брехт в 1940–1950-е годы про Советский Союз. Так что синтез эпического театра с принципами русского психологического в случае этой пьесы уже вошел в традицию и имеет абсолютно выверенный эффект: зритель испытывает сильное эмоциональное сопереживание героям, но брехтовское остранение не дает заснуть разуму, каждую сцену призывая анализировать, как на чаше весов.

  Безусловно, самая сильная сторона «Щепки» – глубокий психологизм актерской игры, в чем убеждаешься, но и выделяешь тех, кто уже со студенческой скамьи имеет неординарные способности. Так протагонистка Груше (Полина Каленова) создает цельный и энергический характер безупречно положительной героини, по-настоящему скрепляющей многоступенчатое действие, задающей его стержень.

  Действие разделено на два времени – годы конца Второй мировой войны и Средние века. Место действия – Грузия. В спектакле (постановка режиссера-педагога Наталии Петровой) первая канва остается в виде современного музыкального ансамбля с барабанами и электрогитарой, где певец и рассказчик зонгами комментирует разыгрываемую историю. Сам же сюжет имеет лишь условный грузинский колорит, переданный в аскетичных костюмах (папаха и восточный халат лишь изредка появятся среди черных репетиционных облачений, украшенных у кого платком, у кого поясом и абрисом доспехов). Также в духе «репетиции» устроена и композиция, подчеркивающая столь важную для студенческого спектакля ансамблевость: весь курс располагается на пустой сцене, и так попеременно актеры включаются в действие, в иных случаях становясь то сельскими жителями, то разбойными латниками; перевоплощаясь одной характерной чертой и то танцем, то песнями включаясь в сценический «хоровод».

  Идет гражданская война. Выжившая в погроме служанка спасает невинного младенца – княжеского сына. Возлюбленный уходит на войну, а ей предстоит множество испытаний, лишений и обмана военного времени, на каждом шагу ее ждет тяжелый моральный выбор. И сказочный счастливый финал не затмевает антигуманной картины военной разрухи и аморализма, которую конструирует в выдуманном сюжете Брехт.

   Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 28.05.2024

   Читать материал полностью на сайте «Независимой газеты».

Поделиться в социальных сетях: