В рамках проекта «Большие гастроли: студенческая программа» на сцене Русского драмтеатра Республики Башкортостан прошло два показа спектакля «Не все коту масленица» по пьесе А.Н. Островского. Это одна из дипломных работ студентов IV курса Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России.
Поначалу, когда в роли возрастных персонажей – купчихи Дарьи Федосеевны Кругловой и богатого купца Ермилы Зотыча Ахова – публика увидела гибких и энергичных молодых людей, которые и не думали изображать стариков, то испытала, как модно нынче говорить, когнитивный диссонанс. Однако по ходу действия перестала обращать на это внимание, охваченная желанием узнать: что выберут Дарья Федосеевна и ее дочь Агния: любовь или богатство, молодость или старость? Это всегда интригует, хотя загадки нет, ведь пьеса классическая.
Тем не менее всегда удивляет, когда, пусть и после колебаний, купчиха и дочь-бесприданница выбирают любовь. Это ставит в тупик и престарелого купца-миллионщика, уверенного, что сила – в деньгах. Для него это равносильно попранию вековых устоев: порядка не осталось, бедные гордятся, а должны бы в ногах валяться у благодетеля. «Как же дальше жить?» – растерянно вопрошает хозяин жизни Ахов.
Отказ от обеспеченного будущего в общем-то нетипичен ни для эпохи Островского, ни для наших дней. Но в этом-то и «мораль сей басни». Здесь, возможно, впервые у Островского, слабые с виду женщины сумели проявить независимость и волю.
Студенты хорошо прочувствовали и достоверно отыграли этот конфликт. Тем более что некоторым молодым актрисам довелось на собственном опыте испытать, что это такое – ухаживания немолодого обеспеченного поклонника.
– Островский – хороший драматург для обучения, – в один голос говорят Алена Ревнева и Валентин Анциферов, сыгравшие соответственно Дарью Круглову и Ермилу Ахова. – Пьеса короткая, но насыщена событиями, идет без антракта, и протянуть целую линию достаточно сложно, надо все помнить, держать в голове то, что произошло раньше. И если в предыдущей сцене что-то пошло не так, то думать, как играть дальше.
В роли возрастных персонажей им было непросто, но не внешне (задачи «состарить» себя не ставилось), а внутренне, во взаимодействии с партнерами. Но за четыре курса в мастерской Юрия Соломина ребята научились чувствовать друг друга на сцене, это передавалось и в зрительный зал. Сложные монологи и диалоги с обилием лексики давно прошедших дней в исполнении молодых актеров слух не резали. Да и в образах своих персонажей они были органичны. Действующих лиц в спектакле семеро, но в нем заняты все 30 студентов мастерской. В постановке много массовых сцен с песнями и плясками – действие происходит на масленичной неделе.
– Спектакль специально ставился к 200-летнему юбилею Александра Николаевича Островского. Так как Малый театр – Дом Островского, сейчас вводится правило, чтобы на каждом выпускном курсе был хотя бы один спектакль по его пьесе, – сообщила режиссер-педагог, актриса Малого театра Ольга Жевакина.
Показывать дипломные спектакли в других городах щепкинцы начали не так давно. Причем показы эксклюзивные, они не повторяются. Вот и нынче если «Не все коту масленица» увидели уфимцы, то «Живут такие люди» посмотрят хабаровчане. «Безымянную звезду» покажут на фестивале в Ярославле, а сцены из «Ромео и Джульетты» уже участвовали на фехтовальном конкурсе в Санкт-Петербурге. Все перечисленное – дипломные работы студентов мастерской Юрия Соломина нынешнего года.
Не все выпускники смогут сразу найти работу. Но некоторым крупно повезло – они уже подписали контракты с Малым театром и даже заняты в главных ролях. Как рассказала Ольга Жевакина, Алена Ревнева играет Золушку, Екатерина Чаннова – Герду в «Снежной королеве», Никита Шайдаров – Хлестакова в «Ревизоре».
Гульназ Данилова, «Российская газета – Неделя – Башкортостан»: №96(9041) , 03.05.2023